Онлайн-образование (рынок России)
Онлайн-образование, несмотря на свою относительную молодость, представляет из себя сложную структуру, которая включает в себя разнообразные направления.
Каталог решений, разработчиков, интеграторов и проектов систем дистанционного обучения (Learning Management System) доступен здесь.
Основная статья: Образование в России
Сегменты B2C и B2B
B2C-сегмент:
- сегмент MOOCs, массовых открытых онлайн-курсов с интерактивным участием, предназначенных для неограниченного количества слушателей;
- видеоролики, в т.ч. в YouTube, соцсетях и т.д.;
- skype-обучение;
- мобильные приложения
B2B-сегмент:
- корпоративные MOOCs предназначены для обучения или повышения квалификации сотрудников;
- индивидуальные образовательные решения.
Системы управления обучением (LMS) (рынок России)
Основная статья: Системы управления обучением (LMS) (рынок России)
2023
В России сократилось число слушателей дистанционных программ профессионального образования на 3,8%, до 2,68 млн человек
В 2023 году количество слушателей дистанционных программ профессионального образования в России составило около 2,68 млн человек. Это на 3,8% меньше по сравнению с предыдущим годом, когда показатель оценивался в 2,78 млн. Такие данные приводятся в обзоре BusinesStat, опубликованном в конце сентября 2024 года.
В исследовании к профессиональному онлайн-образованию относится обучение по программам среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляемое исключительно с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий. Среди значимых игроков рассматриваемого рынка названы НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», АНО ДПО «Академия Топ», АНО ДПО «Образовательные технологии Яндекса», АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка» и ОАНО ДПО «Скаенг».
По оценкам, в 2019 году в России число слушателей дистанционных программ профессионального образования составляло 998,9 тыс. человек. В 2020-м на фоне пандемии COVID-19 произошел резкий скачок: показатель взлетел на 126,3%, достигнув 2,26 млн. Ситуацией успешно воспользовались онлайн-платформы, которые смогли нарастить предложение наиболее востребованных программ в момент, когда большинство образовательных услуг были временно недоступны.
В 2021 году произошел рост на 1% — до 2,28 млн, а в 2022-м — еще на 21,8%. Однако в 2023 году последовал спад, обусловленный несколькими причинами. Это, в частности, снижение платежеспособности населения в условиях инфляции и ухудшения кредитных условий. Кроме того, произошло сокращение численности корпоративных клиентов из-за остановки бизнеса или ухода иностранных компаний из России в связи со сформировавшейся геополитической обстановкой.[1]
Рост российского рынка цифровых образовательных инструментов на 11% до 2,1 млрд рублей
В 2023 году оборот рынка цифровых образовательных инструментов (EdTech) в России достиг 2,12 млрд рублей. Это почти на 11% больше по сравнению с 2022-м, когда затраты в рассматриваемом сегменте составляли 1,92 млрд рублей. Отрасль демонстрирует стабильный рост, о чем сообщается в материалах BusinesStat, обнародованных 10 июня 2024 года.
В исследовании учитываются такие решения, как цифровые доски, цифровые дневники и журналы, приложения для групповой работы и организации конференц-связи, прокторинг (наблюдение за учебным или тестовым процессом). Значимыми игроками российского рынка названы «ВК Цифровые Технологии» (VK Teams), «Дневник.ру», «Автосфера», «Визекс Инфо» (Vizex) и «Электронные платформы» (Экзамус).
Говорится, что развитию EdTech-сферы в России способствует общая цифровизация экономики и образования. Государство осуществляет поддержку в виде дополнительного финансирования, а также различных грантов и субсидий в рамках нацпроекта «Образование». Кроме того, сами участники отрасли активно внедряют новые технологии, чтобы улучшить качество образования, сделать его более доступным и удобным.
На этом фоне затраты в области цифровых образовательных инструментов в 2020 году поднялись по отношению к 2019-му на 19,1% — с 1,35 млрд рублей до 1,61 млрд рублей. Толчком для расширения отрасли стало активное использование дистанционного обучения на фоне пандемии COVID-19. Школы, университеты и образовательные центры были вынуждены ускоренно переходить на онлайн-формат, что спровоцировало массовый спрос на системы управления образовательным контентом, цифровые инструменты для проведения уроков, тестирований и оценки учеников. В 2021 году темпы роста рынка замедлились до 7,7%, а итоговый результат составил 1,73 млрд рублей. В 2022-м последовал рост еще на 10,5%. В целом, в 2019–2023 годах российский рынок EdTech увеличился на 56,8%.[2]
Российский рынок EdTech за 4 года утроился
Объем российского образовательных технологий в 2023 году составил 118 млрд рублей, увеличившись более чем втрое в сравнении с 2019-м, когда показатель измерялся 35 млрд рублей. Относительно 2022 года расходы на EdTech-решения в РФ по итогам 2023-го выросла на 34%. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства BusinesStat, опубликованные в апреле 2024 года.
Ощутимый подъем российского рынка образовательных технологий эксперты связали с подорожанием услуг обучения, а также с увеличением числа обучающихся. Как поясняют аналитики, создание образовательного материала чувствительно к изменению оплаты труда, так как фонд оплаты составляет до 60% всех затрат: в процессе задействованы программисты, методологи, преподаватели и другие специалисты. Увеличение числа обучающихся участники рынка объясняют возросшим в последние годы стремлением к смене профессии или повышению квалификации – большая часть пользователей хотят карьерных изменений и роста дохода.
По словам исследователей, российский EdTech-рынок к 2023 году трансформировался вслед за общим технологическим развитием и расширялся в ответ на меняющиеся потребности рынка труда. Те россияне, которые заинтересованы в трудоустройстве или смене профессии, выбирали онлайн-сервисы с целью получения навыков, востребованных работодателями. Компании, в свою очередь, стали воспринимать выпускников онлайн-школ как полноправных соискателей.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Оценивая весь период развития рынка EdTech-решений за 2019-2023 гг., в BusinesStat отметили, что наиболее сильно затраты на образовательные технологии выросли в 2021 году - на 48%. Тот подъем был связан с массовым внедрением образовательных технологий для замещения привычных процессов офлайн-образования цифровыми удаленными форматами. При этом рост спроса на услуги EdTech-компаний происходил во всех секторах: частном, коммерческом и государственном, поясняют аналитики.
По их словам, на фоне пандемии коронавируса COVID-19 учебные заведения, в том числе школы, университеты и образовательные центры были вынуждены ускоренно переходить на онлайн-формат, что спровоцировало массовый спрос на системы управления образовательным контентом, цифровые инструменты для проведения уроков, тестирований и оценки учеников. В таких условиях интернет-платформы получили возможность нарастить свою долю в то время, как иные образовательные услуги стали недоступны.
Но в 2022 году темпы роста отечественного рынка образовательных технологий снизились до +17% из-за ухода или приостановки деятельности в России крупных зарубежных компаний, а также неопределенностью как на рынке труда, так и в стране в целом.
В свое исследование рынка EdTech аналитики BusinesStat включили следующие сегменты:
- образовательные платформы – образовательные услуги, оказываемые в автоматизированном или полуавтоматизированном формате с применением различных тренажеров, конструкторов курсов, интерактивных и геймифицированных заданий;
- системы управления образовательным процессом – услуги по предоставлению технических инструментов и решений для оказания образовательных услуг. Сюда относятся различные LMS (Learning Management System), CMS (Content Management System) и другие виды решений;
- вспомогательные образовательные системы – инструменты, которые решают отдельные задачи в рамках образовательного процесса и напрямую не используются процессе оказания образовательной услуги (системы образовательной аналитики, прокторинга, системы тестирования, цифровые дневники и журналы);
- инструменты для офлайн образования (интерактивные доски, проекторы, VR-тренажеры и др. ).[3]
Российский рынок онлайн-образования за год вырос на треть. Лидеры
Объем российского рынка онлайн-образования в 2023 году достиг 119,33 млрд рублей, что на 32% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства Smart Ranking, которые были опубликованы 1 февраля 2024 года.
Крупнейшим edtech-холдингом по доходам по итогам 2023 года стал Skillbox (Скилбокс) Holding. Он заработал 12,3 млрд рублей, что на 11,1% больше в сравнении с 2022 годом. На втором месте, рост на 24,2%), приходится половина выручки рынка.
Большую часть российского рынка онлайн-образования занимают два сегмента – дополнительного профессионального образования и детского образования. Их доля составила соответственно 35% и 29%. Эти сегменты выросли в 2023 году на 27% и на 37%. Оставшаяся часть рынка пришлась на сегменты «разработчики и платформы» (лоля - 13%), бизнес-образование (7%) и иностранные языки (5%).
Как отмечают аналитики, основной вклад в сегмент «Разработчики и платформы» внесла крупнейшая платформа на рынке Getcourse, которая за 2023 год совершила самый большой рывок среди крупных компаний рейтинга, поднявшись с 16-го на 6-е место. Годовой оборот школ, работающих на Getcourse (покрывает около 70% рынка), который практически не прибавил в 2022 году, за 2023-й отыграл упущенное и показал рекордный рост 66%, достигнув 158 млрд рублей. Таким образом, впервые инфобизнес обошел по объемам компании из edtech-рейтинга, добавили в Smart Ranking.
По словам генерального директора Maximum Education Михаила Мягкова, в случае с предложениями для средней школы наблюдается рост интереса к продуктам для профессиональной ориентации, а в случае со старшей школой — к дополнительному образованию в целом. Значительный процент девятиклассников выбирает именно среднее профессиональное образование, а не продолжение обучения в школе, отметил он.[4]
Москва запустила программу поддержки EdTech-компаний для выхода на экспорт
В декабре 2023 года Московский экспортный центр и федеральный акселератор «Путеводитель по инновациям» представили совместную экспортно-ориентированную акселерационную программу Moscow Fast Track, которая направлена на получение конкретных измеримых результатов на зарубежных рынках для московских EdTech-компаний. Подробнее здесь.
Как российские сервисы онлайн-образования успешно штурмуют мировой рынок
В середине ноября 2023 года появилась информация о том, что многие российские компании, ведущие деятельность в сфере образовательных технологий (EdTech), намерены выйти на иностранные рынки. Работа за рубежом открывает дополнительные перспективы по развитию бизнеса и увеличению выручки. Подробнее здесь.
Российский EdTech-рынок показал рост на 38%
Объем российского рынка онлайн-образования по итогам третьего квартала 2023 года достиг 31,4 млрд рублей, увеличившись на 38,2% в сравнении с аналогичным периодом 2022-го. Такие данные агентство Smart Ranking представило в начале ноября 2023 года.
Из отчета следует, что выручка в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО) в июле-сентябре 2023 года увеличилась на 38,6% в годовом исчислении, до 10,9 млрд рублей. Доходы в сегменте детского образования выросли на 44%, до 9,3 млрд рублей, в то время как сегмент бизнес-образования сократился на 9,47%, до 1,9 млрд рублей. По словам экспертов, динамика сегмента детского образования по-прежнему опережает взрослое.
Также фиксируется снижение покупательского спроса на рынке в третьем квартале 2023 года, добавляет гендиректор EDPRO Сергей Астафьев. Он считает, что повлияли повышение ключевой ставки и снижение доли одобряемых кредитов от банков. В качестве основного технологического тренда участники рынка называют интерес к технологиям искусственного интеллекта.
Мы видим нарастающий интерес ко всему, что связано с ИИ — о нем нам задают вопросы родители и студенты, - говорит основатель и генеральный директор Rebotica Александр Киселев. — Его все глубже используют онлайн школы в разработке программ, в создании домашних заданий и в других областях. В четвертом квартале, я думаю, ИИ будет в еще большем фокусе. |
В Smart Ranking уточняют, что по итогам третьего квартала 2023 года в оценку впервые был включен сегмент высшего образования (при условии, если компания является полностью частной и обучение осуществляется в онлайн-формате). Без учета высшего образования, по прежней системе, объем крупного EdTech-рынка в РФ в июле-сентябре 2023 года показал объем в размере 28 млрд рублей, что на 38,9% больше показателя годичной давности.[5]
В России запустили новую платформу с образовательными курсами ведущих вузов
31 августа 2023 года Skillbox (Скилбокс) объявила о запуске образовательной платформы с курсами от ведущих вузов. Новая площадка получила название «Академика». В проект инвестировано более 140 млн рублей. Подробнее здесь.
Российский EdTech-рынок вырос на 34,6% до 52,4 млрд рублей. Лидеры
Рынок образовательных сервисов в России по итогам первой половины 2023 года достиг 52,4 млрд рублей, что на 34,6% больше в сравнении с аналогичным периодом 2022-го. Такие данные аналитики Smart Ranking обнародовали в середине августа 2023 года.
Все сегменты рынка в первом полугодии 2023-го показали положительную годовую динамику от 20% до 32%. Учитывая прогноз роста рынка на 15-20% год к году, результаты оказались выше ожиданий. Рынок достиг фазы зрелости — теперь с нормализацией динамики ярко выражена сезонность, поэтому прошлые паттерны на нем работать уже не будут, отмечают эксперты.
Сегмент дополнительного профессионального образования (ДПО) по итогам января-июня 2023 года стал самым крупным по объемам выручки и вырос на 28,3%, его общая выручка составила 18 млрд рублей. В первом квартале 2023 года сегмент показал подъем на 21%, в апреле-июне 2023-го - на 37% год к году. В целом в большинстве случаев выручка игроков оказалась плановой — кто-то не дотянул до цели 10-15%, кто-то наоборот план перевыполнил, отмечается в исследовании.
Сегмент детского образования по итогам первого полугодия 2023 года увеличился в объеме на 32%, до 16,4 млрд рублей. Как прогнозирует Smart Ranking, сегмент продолжит планомерно расти и по итогам года его объем составит более 30 млрд рублей.
Сегмент бизнес-образования вырос на 30%, до 5,4 млрд рублей. Как подчеркивается в исследовании, спрос на B2B восстанавливается после «заморозки» в 2022 году — его рост год к году отмечают, например, в группе компаний WINbd: по словам директора Светланы Смоляковой, у компаний снова появился запрос на корпоративные программы обучения, в том числе для руководителей. Так и в «Актион университете» из сегмента ДПО, как отмечает СЕО Алексей Стариков, корпоративное обучение «растет опережающими темпами».[6]
2022
Рост количества студентов, обучающихся удаленно, на 21,9% до 2,78 млн человек
К концу 2022 года в России насчитывалось 2,78 млн студентов, получающих профессиональное образование дистанционно. Это на 21,9% больше в сравнении с 2021-м, подсчитали аналитики BusinesStat, чьи данные были опубликованы в октябре 2023 года.
По словам исследователей, в 2022 году основной приток учащихся пришелся на аудиторию дополнительного онлайн-обучения (+21,6%), а наиболее популярным направлением профессионального обучения дистанционно по итогам 2022 года стала ИТ-сфера. Возросшему интересу к получению технологических профессий онлайн в России способствовали следующие факторы:
- повышенный спрос на ИТ-специалистов;
- высокий уровень зарплат в этой сфере;
- возможность трудоустройства в аккредитованные ИТ-компании;
- наличие формата удаленной работы.
Как отмечают в BusinesStat, большему наращиванию клиентской базы российских учреждений профессионального онлайн-образования в 2022 году препятствовало снижение покупательской способности и инвестиционной активности потенциальных клиентов, а также спроса на курсы по интернет-маркетингу, поскольку некоторые программы обучения стали неактуальны из-за блокировки социальных сетей и рекламных инструментов.
В 2021 году численность студентов профессионального онлайн-обучения практически не изменилась относительно 2020-го (2,28 млн) из-за сохранения докризисного уровня учащихся по программам дополнительного образования.
По словам аналитиков, стремительно выросший на фоне пандемии коронавируса COVID-19 российский рынок онлайн-образования в 2022 году столкнулся с резким спадом: инвестиции в сегмент снизились в четыре раза, а динамика доходов замедлилась на фоне падения спроса. Причинами тому стали снижение реальных доходов населения на фоне очередного кризиса, а также отток в корпоративном сегменте, которому пришлось сократить расходы.[7]
Объем инвестиций в российский edtech-рынок снизился в 3,5 раза до 4 млрд рублей
Объем инвестиций в сервисы онлайн-образования в России по итогам 2022 года составили 4 млрд рублей, снизившись в 3,5 раза относительно показателя годичной давности, равного 14 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные агентства Smart Ranking, опубликованные в конце февраля 2023 года.
Как пишут «Ведомости», до 2022 года российский EdTech-рынок развивался крайне быстрыми темпами. Так, в 2019–2021 гг. инвестиции в онлайн-образование в России росли в среднем в 2,5 раза ежегодно, в 2017–2019 гг. среднегодовой темп роста составлял порядка 70%.
Существенное снижение инвестиций в EdTech может быть обусловлено окончанием эффекта всплеска инвестиций в активы, считает руководитель EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. Она уверена, что после пандемии активно развивалась цифровизация бизнеса, что тоже оказало влияние. Также на сокращение инвестиций повлияла геополитическая ситуация, указывает генеральный директор образовательной платформы «Нетология» Марианна Снигирева. Инвесторы не понимают, какие у рынка перспективы, есть ли реальный срок окончания политической напряженности, добавила эксперт.
В начале июня 2022 года эксперты «Нетологии» прогнозировали падение инвестиций в онлайн-образование в России за год на 80%. Изначально компания ожидала рост на 50%.
Наталья Царевская-Дякина говорит, что в 2022 году на рынке преобладало несколько важных трендов. Первый - в процессе образования люди в первую очередь нацелены на конкретный результат — трудоустройство, карьерные изменения. Появляется HR-составляющая — должна измениться система найма, сблизиться с провайдерами образования, возможно, будут созданы совместные новые решения на стыке HR и обучения. Раньше HR-рынок был рынком соискателей, а теперь стал рынком работодателей, и должны появиться новые системы оценки, подбора и интервьюирования сотрудников, добавила она.[8]
Российский EdTech-рынок вырос на 17,4% до 87,8 млрд рублей
В 2022 году суммарная выручка 100 крупнейших в России EdTech-компаний достигли 87,8 млрд рублей, увеличившись на 17,4% в сравнении с показателем годичной давности. Об этом свидетельствуют данные агентства Smart Ranking, которые были обнародованы 13 февраля 2023 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на это исследование, рост рынка онлайн-образования в РФ сильно замедлился - в 2021 году темпы роста измерялись 70%. При этом, как отмечают в Smart Ranking, в третьем квартале 2022 года ожидались еще более снижение темпов по итогам года - примерно на 10-15%.
Одна из ключевых причин, которые привели к снижению динамики рассматриваемого рынка, связана с падением платежеспособности населения, считает генеральный директор онлайн-школы «Нетология» Марианна Снигирева. Еще один фактор, по ее словам, - это уход из России ряда зарубежных онлайн-площадок, через которые школы продвигали свои курсы: Instagram и Facebook (принадлежат американской компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России), Google Ads.
Кроме того, в условиях кризиса упал спрос на бизнес-образование из-за стремления людей держаться за более стабильную работу, говорит руководитель Edtech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. Снижение выручки в этом сегменте составило 21,7% (до 9,7 млрд рублей).
В то же время существенный рост наблюдался в направлениях детского образования (увеличение выручки на 28,9%, до 26,8 млрд рублей), дополнительного профессионального образования (ДПО, на 25,8%, до 30,8 млрд рублей) и изучения иностранных языков (плюс 10,9%, до 9,4 млрд рублей). С этой оценкой Smart Ranking согласились и другие участники рынка, в частности «Нетология», Ultimate Education, «Учи.ру», «Интернетурок» и Maximum Education.
Ключевым фактором роста сегмента детского образования стало то, что родители даже в кризисные периоды отказываются экономить на обучении детей, сказал гендиректор Maximum Education Михаил Мягков. Для рынка ДПО драйвером выступили курсы по ИТ, отмечают в Skillbox, «Яндекс.Практикуме» и «Нетологии». Курсы по программированию стали самым динамично растущим тематическим направлением в онлайн-школе Skillbox за январь–ноябрь 2022 года: выручка от их продажи выросла на 18%. Повышение спроса на курсы по программированию подтверждает и Снигирёва: в «Нетологии» по итогам 2022 года он составил 43%.
В исследовании отмечается, что отсутствие серьезных потрясений в виде второй волны мобилизации способствовало тому, что продажи сегмента ДПО в традиционно самом «хлебном» для него [четвертом] квартале года показали серьезный рост. Суммарная выручка участников рынка ДПО составила на 44% больше, чем в июле-сентябре 2022 года, и достигла 10,2 млрд рублей.
Лидером российского EdTech-рынка в 2022 году осталась Skillbox Holding (включая Geekbrains и SkillFactory), показавшая, по оценке Smart Ranking, годовой объем выручки 10,6 млрд рублей. На втором месте — объединенная группа Skyeng (+Skysmart, Skypro) с 9,7 млрд рублей, на третьем — «Яндекс Практикум» с 5,5 млрд рублей (все данные — оценка SR).
Из топ-10 компаний лидерами роста итогам года стали:
- Novakid (Новакид Рус) (+111,3%);
- Компьютерная академия TOP (+83,6%);
- «Яндекс Практикум» (+83,2%).
Опрошенные «Ведомостями» участники рынка и эксперты считают, что по итогам 2023 года в условиях кризиса edtech-рынок не восстановит прежние темпы роста и покажет динамику увеличения выручки на 10-30%.[9]
В России запустили аналог зарубежных образовательных онлайн-платформ
28 апреля 2022 года стало известно о том, что российские разработчики создали платформу онлайн-образования, которая станет более развитым аналогом приостановивших работу в стране зарубежных сервисов (Coursera и edX). Система позволит пользователям выстраивать персональные образовательные траектории развития и будет поддерживать функции сетевого взаимодействия организаций. Подробнее здесь.
2021
Россияне впервые потратили на онлайн-образование больше, чем на офлайн
В 2021 году россияне в возрасте от 18 до 64 лет потратили на дополнительное онлайн-образование в общей сложности 226 млрд рублей (в 2019 году - лишь 19 млрд рублей), тогда как расходы на очное обучение по этому же направлению составили 214 млрд рублей (121 млрд рублей по итогам 2019-го). Об этом говорится в исследовании российского EdTech-рынка, которые подготовили компании «Нетология» и Data Insight (Дейта Инсайт). Данные были опубликованы в начале июня 2022 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на этот отчет, траты жителей РФ на онлайн-образование впервые оказались выше, чем на офлайн-сегмент. Как отметила гендиректор «Нетологии» Марианна Снигирева, тренд на доминирование дополнительного онлайн-образования зародился во время пандемии коронавируса COVID-19, но в полной мере проявился только в 2021 году.
А когда люди пришли учиться, начали с тестирования бесплатного формата. Учиться на платных курсах новые клиенты активно стали только к осени 2020 года, — отмечает Снигирева. |
Чаще всего среди онлайн-курсов в 2021 году россияне выбирали программы по ИТ-профессиям и маркетингу (46,6 млрд рублей). Кроме того, большей популярностью в онлайне пользуется обучение по программам, связанным с финансами, бухгалтерией, правом, сферой образования и здоровья. Однако профессиям на рынке труда, например, строительству и ремонту, россияне предпочитают обучаться очно.
Ключевыми факторами роста онлайн-образования эксперты назвали цифровизацию и высокий уровень проникновения онлайна в дополнительное профессиональное образование. Такой формат удобен и доступен. Поэтому, согласно прогнозам участников рынка, по итогам 2022 года сегмент может вырасти на 20-30%.
«Ведомости» также отмечают, что в 2021 году наблюдался и обратный тренд - когда онлайн-школы выходят в офлайн-формат. [10]
Рост выручки 100 крупнейших EdTech-компаний России на 70% до 73 млрд рублей
Совокупная выручка 100 крупнейших российских EdTech-компаний по итогам 2021 года достигла 73 млрд рублей, увеличившись на 70% в сравнении с 2020-м. Такие данные в марте 2022 года обнародовали аналитики Smart Ranking. Они отметили, что рост рынка замедлился - в 2020 году он измерялся 113%.
Объем рынка уже слишком велик для того, чтобы каждый год удивлять нас трехзначными процентами роста, — пояснил генеральный директор компании «ИнтернетУрок» Ольга Хасякова. |
Новым лидером российского рынка онлайн-образования по итогам 2021 года стала компания Skillbox Holding Limited благодаря объединению EdTech-активов группы VK. Выручка Skillbox за 2021 год оценен в 10,4 млрд рублей. В тройку лидеров также вошли «Like Центр» (продемонстрировал наиболее высокий рост доходов в топ-15) и SkyEng.
Комментируя лидерство Skillbox Holding Limited, генеральный директор компании Дмитрий Крутов отметил, что количество пользователей на платформах Skillbox растет более чем на 20% каждый квартал. В 2021 году компания запустила более 25 курсов по направлению «Программирование», «в том числе актуальные для креативной индустрии», подчеркнул он.
Основным трендом на рынке оставалось укрупнение — приобретение активов компаниями-гигантами. Как ожидалось, позиции небольших игроков еще больше ослабнут вследствие оттока инвестиций.
По словам Ольги Хасяковой, еще несколько лет назад на рынке преобладали небольшие компании и стартапы, а к 2021 году практически все компании из топа — это или гиганты, которые зашли на рынок EdTech из совершенно другой области, или компании, в которых проинвестировали те же гиганты».
При этом, как отмечают в «Фоксфорде», в более выгодной позиции оказываются компании, у которых в капитале присутствуют стратегические (а не финансовые) инвесторы.
Согласно оценкам Smart Ranking, средний рост онлайн-школ в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО) за год составил 67,9%. Лидером роста стал «Яндекс.Практикум» (+148,2%), на втором месте — «Нетология» (+93,5%). Основным двигателем роста остаются ИТ-специальности.
Эксперты также обращают внимание на то, что в сегменте бизнес-образования в 2021 году отмечался традиционно очень высокий рост. Однако консолидированный рынок, и рост обеспечивается, в основном, двумя первыми игроками, пояснили они. Лидером стала компания «Like Центр», развивающая гибридный формат и открывающая кампусы в 150 городах России и зарубежья.
Рост сегмента детского образования по итогам 2021 года составил около 70%. Лидером стала SkySmart, которая, по оценкам экспертов, за год более чем удвоила выручку.
Основным трендом на рынке школьного, дополнительного и среднего профессионального образования основатель ООО «Государство Детей» (Inlearno) Александр Костин запуск проектов «Цифровой образовательной среды», «Профессионалитета», что, по его мнению, затруднит конкуренцию негосударственных решений на этом рынке.
Также многие компании выразили разочарование закрытием рынка Китая: в июле 2021 года был принят новый закон, фактически полностью запрещающий частное преподавание школьных предметов. Именно в сегменте детского образования российские игроки имели планы по международной экспансии.
Это сильно повлияло на сегмент обучения английскому языку, — признает Андрей Малафеев из NovaKid. — Произвело тектонические изменения в части спроса и предложения на услуги квалифицированных носителей английского языка.[11] |
«ЯКласс» запустил мобильное приложение
21 октября 2021 года Цифровая образовательная компания «ЯКласс» запустила мобильное приложение для дистанционных школьных занятий. С помощью приложения учителя смогут проводить уроки, а школьники полноценно участвовать в занятиях с помощью смартфона. Приложение доступно пользователям Android. Подробнее здесь.
Путин поручил перевести дистанционное обучение на госресурсы
Президент России Владимир Путин дал Правительству РФ и комиссии Государственного Совета несколько поручений, одно из которых предполагает перевод дистанционного обучения на госресурсы. Об этом в конце сентября 2021 года сообщила пресс-служба Кремля.
Правительству совместно с комиссией Госсовета по направлению «Образование» поручено обеспечить:
применение с 1 января 2023 года исключительно государственных информационных систем (ресурсов) при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сопряженных с обработкой персональных данных обучающихся. |
Промежуточные доклады должны быть представлены до 30 декабря 2021 года, потом — один раз в полгода.
В конце августа 2021 года глава Минпросвещения России Сергей Кравцов говорил, что в школах не планируется вводить онлайн-образование. По мнению министра, «ничто не может заменить живого общения учителя с учениками».
В конце сентября 2021 года стало известно о других поручениях Владимира Путина, связанных с онлайн-образованием:
- наделение министерства просвещения правом устанавливать порядок экспертизы содержания и порядок лицензирования электронных образовательных ресурсов по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования, предусмотрев особенности регулирования использования электронных образовательных ресурсов при экспериментальном правовом режиме в сфере образования в соответствии с отдельными федеральными законами;
- рассмотрение вопроса об установлении государственного регулирования оборота информационной продукции для детей, размещаемой в Интернете.[12]
200 студентов семи российских вузов дистанционно сдали зачеты и промежуточные экзамены по 12 дисциплинам с помощью биопрокторинга
«Ростелеком» 17 августа 2021 года поделился итогами тестирования биопрокторинга — цифровой технологии для дистанционной сдачи экзаменов. Он включает в себя два сервиса: юридически значимую идентификацию личности студента с использованием Единой биометрической системы и мониторинг нарушений в процессе сдачи экзамена с помощью технологии онлайн-прокторинга. Система отслеживает отвод взгляда от монитора, наличие посторонних голосов на записи, смену студентом рабочего окна и другие нарушения. Подробнее здесь.
Tele2 запустил образовательную онлайн-платформу
Tele2 16 июня 2021 года сообщил о запуске образовательной онлайн-платформы, где можно получать знания и навыки в программировании, информатике, анализе данных и других ИТ-компетенциях. На портале Skill.Tele2 также доступны онлайн-курсы об управлении бизнесом, дизайне и маркетинге, тренинги личностного роста и обучающие материалы по общеобразовательным дисциплинам. Подробнее здесь.
2020
Рейтинг крупнейших в России EdTech-компаний - Smart Ranking
Компания Smart Ranking в июле 2021 года опубликовала рейтинг крупнейших EdTech-проектов в России. Совокупная выручка 60 лидеров рынка по итогам 2020 года составила 34 млрд рублей, что на 113% больше, чем годом ранее. Объем рынка образовательных технологий оценен в 53-54 млрд рублей.
Крупнейшей российской компанией в сфере EdTech признала SkyEng, выручка которой в 2020 году достигла 4,1 млрд рублей. SkyEng удерживала пальму первенства и в 2018-2019 гг.
На втором месте расположился сервис Skillbox (3,9 млрд рублей, он поднялся с четвертой строчки в 2019 году), на третьем — «Учи.ру» (2,5 млрд рублей, осталась на третьей позиции в сравнении с 2019 годом). В лидирующую пятерку также вошли GeekBrains и «Нетология-групп», зарегистрировавшие результаты в 2,2 млрд и 2,1 млрд рублей соответственно.
Генеральный директор EdTech-акселератора Ed2 Наталья Царевская-Дякина отметила, что до начала пандемии коронавируса COVID-19 рынок рос на 17-25% в год, а в 2020-м многие компании показали двух- и даже трехкратный рост за счет резкого перехода всего мира на удаленку.
Из-за карантина, перехода на удаленную работу и дистанционное образование EdTech привлек внимание множества новых пользователей, — говорит директор по маркетингу «Яндекс.Практикум» Евгений Лебедев. — Если в 2019 году доля тех, кто хоть раз пробовал учиться в онлайне, была около 30%, то сегодня это уже 60%. То есть весь рынок перешел на новую стадию, как было с рынком e-commerce лет десять назад. |
По данным Smart Ranking, в 2020 году количество учащихся в онлайн-школах, вошедших в топ-10 рейтинга, превысило 14 млн человек, что вдвое больше значения годичной давности. Наиболее стремительный рост продемонстрировали стартапы, специализирующиеся на цифровых профессиях.
По словам исполнительного директора образовательной компании «Нетология» Марианны Снигирёвой, 2020 год показал особенную потребность в специалистах, способных работать большими данными, интернетом вещей, дополненной и виртуальной реальностью. Ещё одним драйвером бизнес-образования стала цифровая трансформация, в рамках которой компании чувствуют потребность в цифровых лидерах и менеджерах, которые могут запускать и курировать сложные ИТ-продукты».
Согласно исследованию, завершили 2020 год с минусом всего три компании — Lingualeo, Modum Lab и Sikorsky Beauty Academy. Последняя, как школа, обучающая офлайн-профессиям в бьюти-сфере, так и не смогла полностью исправить ситуацию после затяжного падения во втором квартале 2020 года. Впрочем, у кризиса оказались и позитивные последствия. Клиенты, которые раньше были готовы получать практические навыки только очно, пересмотрели свои взгляды и начали тестировать новые для себя форматы. По словам генерального директора Sikorsky Beauty Academy Всеволода Бельченко, это позволило расширить аудиторию и активно развивать онлайн-направление.
Стремительный рост показали программы, позволяющие с нуля освоить новую профессию, отмечает Светлана Кравченко, руководитель «Контур.Школа». В 2020 году компания открыла два новых направления: для специалистов по охране труда и обучение интернет-маркетингу, которое прошли более 9 тыс. новых пользователей.
Опрошенные РБК эксперты считают, что рынок продолжит расти. Во-первых, образование становится старше. То есть если раньше большинство выпускников вузов забывали об учебе сразу после вручения им дипломов, то теперь знания и навыки нужно получать всю жизнь: сегмент взрослого образования — самый объемный и быстрорастущий.[13]
Путин объяснил, почему вузам сложно снижать цену за обучение на удаленке
В ходе пресс-конференции 17 декабря 2020 года президент Владимир Путин дал свою оценку ситуации с онлайн-образованием в школах и вузах, сложившейся в связи с пандемией. Он отметил, что надо разделить онлайн-образование в школах и вузах. По стране насчитывается 39,9 тыс. школ, и только 2% из них работают онлайн, небольшая часть – в смешанной системе, а большинство работают в обычном режиме, привел данные Путин. А в вузах большинству рекомендовали перейти на онлайн-обучение.
Президент признал проблему с технической оснащенностью школ.
Конечно, проблема есть. Это касается и «железа»: далеко не у всех есть компьютерное оборудование. Есть и сложности с подключением к интернету. Есть такие сложности, особенно в небольших населенных пунктах, - отметил Владимир Путин. – Что мы собираемся делать: в 2021 году все школы РФ должны получить доступ к скоростному интернету. Часть уже сейчас оборудована, а в 2021 году должны быть все. |
Что касается вузов, в июле и осенью 2020-го государство их поддерживало вузы, выдавали им финансовые ресурсы для поддержания их работы в системе онлайн, напомнил Путин. И они, расширяя свои возможности работы онлайн, должны это будут делать сами как хозяйствующие субъекты.
По поводу качество образования президент не впервые отметил, что онлайн-обучение никогда не заменит прямого личного контакта между учащимся и преподавателем. Этого еще очень долго не произойдет, сказал он.
Но, тем не менее, система, при которой и школы и вузы будут использовать онлайн-образование, будет развиваться, заявил Владимир Путин. Он пояснил, о чем идет речь на будущее. Не всегда специалист узкого профиля, высокого класса может присутствовать сразу во многих учебных заведениях, а иногда он и вовсе занят другими делами. Но в системе онлайн он может присутствовать, и это надо использовать. Это уже делается в образовательной структуре «Сириус» в Сочи, и в других учебных заведениях все чаще это применяется.
Наверное, в чем-то качество образования страдает, но это плюс – возможность послушать «мировых светил». По мнению президента, лучше, когда это смешанная система.
Не обошел вниманием Путин и еще один аспект, «довольно чувствительный»: когда студенты возмущаются, что платили за очное обучение и требуют снизить стоимость обучения в связи с переходом на дистанционное образование, при котором, по их мнению, падает качество.
Я понимаю, что они имеют в виду и в известной степени разделяю их отношение к этому вопросу. Но есть и другая сторона медали: если преподаватель читает лекции, то, что он онлайн их читает, что офлайн – он все равно их читает. За что ему меньше платить? – задал вопрос президент. – В структуре расходов вуза до 70% приходится на расходы на заработную плату. Поэтому у вузов «жирка», чтобы снижать оплату за обучение онлайн, почти нет. |
Путин подчеркнул, что он к этому вопросу подходит аккуратно, тут нельзя забегать вперед. Но, добавил президент, если есть у вузов возможность «поиграть финансами», то, наверное, можно пойти на снижение оплаты там, где обучение преимущественно онлайн.
NexTouch разработала международную образовательную онлайн-платформу
8 июля 2020 года в Департаменте инвестиционной и промышленной политики города Москвы (ДИПП) сообщили, что резидент особой экономической зоны «Технополис «Москва» компания NexTouch занимается разработкой международной образовательной онлайн-платформы. Продукт дает возможность получить образование из любой точки мира на любом языке, а также адаптирован для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подробнее здесь.
Путин: «Все слухи о том, что дистанционное образование вытеснит очное, рассматриваю как провокацию»
Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференцсвязи рассказал о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на соответствующем совещании 21 мая 2020 года. Глава государства заявил, что считает откровенной провокацией все слухи и вбросы о полной замене и вытеснении дистанционным образованием очного и закрытии традиционных школ и университетов.
«Цифра», телекоммуникации открывают колоссальные возможности, вы это все хорошо знаете. Но, конечно же, они не заменят живого общения учителя и ученика, творческой, командной, товарищеской среды школ, вуза, колледжа, - пояснил Владимир Путин. |
Помимо того, президент убежден, что система образования не только учит, но и воспитывает, во многом формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано наше общество.
Говорил об этом в послании текущего года, в том числе, приняли тогда решение о специальных федеральных доплатах в 5 тысяч рублей в месяц для классных руководителей, на которых лежит особая ответственность за воспитание, за работу с детьми. Такая мера начнет действовать с начала нового учебного года. Хотел бы также сказать, что направил в Государственную Думу поправки в закон «Об образовании». Их смысл – укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы, - обратил внимание Владимир Путин. |
Обозначенные и «многие другие системные вопросы» президент предложил предметно обсудить на предстоящем осенью заседании Государственного Совета, посвящённом вопросам образования. Помимо того, Владимир Путин рассказал о том, как в условиях неотложных мер по борьбе с эпидемией коронавируса школы, колледжи, вузы функционировали в дистанционном режиме.
Это было трудное решение, но убеждён, абсолютно верное. Мы исходили, как уже говорил не один раз, из главного – необходимо защитить жизнь, здоровье, в данном случае – детей, молодёжи, учителей и преподавателей. Хорошо понимаю, что учить и учиться в таких экстраординарных условиях было непросто, - отметил Владимир Путин. |
По его словам, серьёзно выросла нагрузка на педагогов, необходимо было быстро осваивать новые технологии, наладить саму технику, иначе готовиться и к урокам.
Глава государства также обратил внимание на имевшиеся при организации дистанционного обучения в масштабе всей страны сложности.
Это естественно, ведь такой практики не было ни у нас, да и вообще в мире. Нужно объективно оценить результаты, в начале следующего учебного года обязательно организовать контроль полученных за этот период знаний. При необходимости выделить дополнительное время на то, чтобы повторить пройденный материал, закрыть пробелы, закрепить материал. Если какие-то сложности возникли, их нужно будет исправить, - заявил Владимир Путин. |
По его словам, приобретенный всеми уникальный опыт должен работать на повышение качества, доступности образования, на развитие передовых, дистанционных образовательных технологий.
Чтобы дети, где бы они ни жили, могли слушать лекции, уроки ведущих преподавателей. Чтобы учитель мог индивидуально работать с учениками, которым необходима дополнительная поддержка. В этой связи необходимо ускорить нашу работу по развитию современной информационной инфраструктуры в образовании, в том числе подключение школ к скоростному интернету, - отметил Владимир Путин. |
Минкомсвязи решило выделить 300 млн рублей образовательным онлайн-сервисам
18 мая 2020 года стало известно о предложении Минкомсвязи выделить до 300 млн рублей на развитие образовательных онлайн-сервисов в России. Необходимость поддержки таких проектов в ведомстве объяснили неготовностью их инфраструктуры к двукратному росту посещаемости, происшедшему с января по апрель, а также отсутствием у них финансовых ресурсов для масштабирования.
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на повестку заседания правительственной комиссии по цифровому развитию Минкомсвязи (состоялось на 15 мая 2020 года), субсидии для сервисов дистанционного оборудования предлагается выделять из средств федерального проекта «Цифровые технологии». Малым предприятиям хотят предоставлять до 20 млн рублей, компаниям-лидерам — до 300 млн рублей, при этом не менее 20% должно будет составлять частное софинансирование.
Согласно предложению ведомства, выбирать компании для субсидирования будут «Российский фонд развития информационных технологий», фонд «Сколково», «Российская венчурная компания» и «Фонд содействия инновациям - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
Эффективность схемы субсидирования будет зависеть от того, какие условия возврата средств или вхождения в капитал предложат частным инвесторам, которые должны будут софинансировать не менее 20% проектов, считает глава акселератора Ed2 Наталья Царевская-Дякина.
Основатель ресурса «01Математика» Алексей Зайцев сообщил, что многим проектам в области онлайн-образования действительно не хватает средств на развитие.
Инициатива Минкомсвязи не получила одобрения Министерства финансов России. Минфин, по данным «Коммерсанта», подготовил отрицательное заключение по предложению Минкомсвязи, выразив опасение, что часть средств, выделенных на поддержку российских сервисов онлайн-образования, могут смогут получить игровые и развлекательные веб-ресурсы.[14]
«БАРС Груп» и Skyeng представят решение для проверки знаний школьников онлайн
29 апреля 2020 года компании «БАРС Груп», сообщила, что совместно с Skyeng и группой компаний «Просвещение» заявили об объединении усилий в сегменте цифровизации оценки знаний и умений школьников. Структуры запустили работы по интеграции модуля «Электронный дневник» (решения «Электронная школа» от «БАРС Груп») с сервисом для школьных преподавателей «Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart». Подробнее здесь.
Минпросвещения запустило онлайн-платформу для дистанционного обучения школьников
В начале апреля 2020 года Министерство просвещения РФ запустило платформу для дистанционного обучения школьников. Она получила название «Онлайн-образование». В ней собраны учебные материалы, соответствующие федеральному перечню учебников. Подробнее здесь.
"Яндекс" представил платформу для полноценного дистанционного обучения
17 марта 2020 года компания Яндекс сообщила о построении платформы для полноценного дистанционного обучения. Она объединит инструменты для проведения интерактивных видеотрансляций занятий и общения класса с учителем, а также видеоуроки от ведущих преподавателей по всем предметам. Сервис интегрируют во все образовательные продукты Яндекса. На первом этапе Яндекс инвестирует в создание платформы более 200 миллионов рублей. Первая версия решения будет запущена в Москве совместно с правительством города и Центром педагогического мастерства. Подробнее здесь.
Открыт бесплатный доступ к сотням онлайн-курсов крупнейших вузов России
Министерство науки и высшего образования России (Минобрнауки) опубликовало в марте 2020 года перечень бесплатных онлайн-курсов от основных российских вузов (PDF на файл-сервере CNews). По сообщению ведомства, это сделано с целью «эффективной организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»[15].
Сформированный министерством список не окончателен. В настоящее время ведомство ведет прием предложения по включению дополнительных онлайн-курсов в этот перечень.
Следует отметить, что решение об использовании онлайн-курсов тем или иным вузом принимает руководство самого учебного заведения, исходя из возможности организовать качество его изучения студентами.
Предложенный Минобрнауки перечень на момент публикации материала включал в себя свыше 630 бесплатных веб-курсов. Список вузов, предоставляющих их, в несколько раз меньше, и значительная их часть расположена в Санкт-Петербурге и Москве.
Бесплатные онлайн-курсы предоставили: МГУ им. М.В. Ломоносова, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), МИСиС и МФТИ. В списке также есть курсы от Самарского университета, Уральского федерального университета УрФУ), Тольяттинского госуниверситета (ТГУ), Тюменского госуниверситета (ТюмГУ), МИИТ и др.
Публикации списка онлайн-курсов предшествовал приказ Минобрнауки №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории России» от 14 марта 2020 г. В нем говорится об обеспечении реализации образовательных программ в полном объеме с возможностью предоставления индивидуальных каникул для обучающихся, в том числе за счет перевода их на обучение по индивидуальному учебному плану. Также в приказе сказано о необходимости организации контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде и использовании различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредовано (на расстоянии).
Дополнительно 14 марта 2020 г. Минобрнауки выпустило приказ №398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования России, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории России». В нем оно порекомендовало отечественным вузам при возникновении необходимости перевести работников на удаленный режим работы в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории России.
Вместе с этим данный приказ подразумевает необходимость ограничения проведения очных совещаний. В качестве альтернативы предложено использование видеоконференцсвязи.
2019
B2C-сегмент российского рынка онлайн-образования достиг 36,5 млрд рублей
24 марта 2020 года стало известно о том, что рынок онлайн-образования продолжает расти – об этом говорят данные исследования, проведенного IT-холдингом TalentTech, онлайн-университетомНетология и EdMarket в 2019 году. По данным аналитиков, российский рынок онлайн-образования продолжает активно развиваться в соответствии с основными мировыми трендами, что приведет к росту на уровне 12-15%.
Как сообщалось, в 2016 году российский рынок онлайн-образования составлял 20,7 млрд руб. По итогам 2019 года b2c-сегмент достиг 36,5 млрд руб., и эксперты прогнозируют дальнейший рост до 40 млрд.
Отдельные крупные игроки на рынке показывают гораздо большие темпы роста – 40-300% ежегодно. При этом до 30% выручки в отрасли приходится на крупнейшие компании, входящие в топ-35 лидеров отрасли.
Онлайн-образование входит в топ-5 приоритетных направлений, как для инвесторов, так и для стартаперов. Пятая часть российских стартапов на март 2020 года – проекты в сфере образования.
За 2 года в отрасль инвестировали не менее 80 млн долларов. Речь идет о 45 публичных сделках в российском онлайн-образовании, которые произошли в период с августа 2017 года по октябрь 2019 года. Достоверно известен размер лишь 33 из них.
При этом общее число сделок на российском рынке онлайн-образования как минимум в полтора раза превышает число открыто анонсированных.
Наиболее значимые сделки этого периода:
- 2017 год: "Севергрупп" приобрела 40% акций "Нетологии-групп"
- 2018 год: Baring Vostok инвестировал около 15 млн долл. в онлайн-школу английского языка Skyeng
- 2018 год: Mail.ru приобрела 11,7% компании "Алгоритмика"
- 2019 год: фонд Skolkovo Digital и другие инвесторы вложили 390 млн руб. в онлайн-платформу Maximum Education
- 2019 год: Mail.ru приобрела в общей сложности 60,3% образовательной платформы Skillbox.
Только 9 из 45 публичных сделок произошли с участием иностранного капитала. При этом топовыми направлениями для инвестиций оказались:
- среднее и дополнительное школьное образование (12 сделок)
- языковое обучение (9 сделок)
- дополнительное профессиональное образование (9 сделок)
- корпоративное образование (5 сделок).
Как тенденцию можно отметить и то, что чаще всего инвесторы вкладываются в компании, нацеленные на международную экспансию.
Во многих сегментах образовательного рынка резко выросла конкуренция между образовательными проектами. Как следствие, очевиден спрос на квалифицированных специалистов EdTech-рынка и дефицит таких специалистов. Уменьшить этот дефицит - одна из миссий проекта "Нетологии-групп" EdMarket. рассказал Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга "Нетология-групп" |
Топ-5 трендов российского рынка онлайн-образования:
- российские компании все активнее выходят на международный рынок онлайн-образования. В последние годы к давно присутствующим на международном рынке компаниям вроде "Нетологии-групп", присоединились "Алгоритмика", PuzzleEnglish, StudyFree и другие игроки.
- дефицит высококвалифицированных специалистов рынка онлайн-обучения. Поскольку на рынке запускается все больше онлайн-школ, растет спрос на профессиональных методистов, продюсеров онлайн-курсов, руководителей онлайн-школ. Частично игроки рынка онлайн-образования пытаются закрыть этот дефицит самостоятельно, открывая собственные центры обучения кадров. Среди них EdMarket и School of Education.
- на рынке появляются новые типы сервисных структур. Например, продюсерские курсы, которые предлагают запуск онлайн-курсов "под ключ"
- крупные компании Рунета воспринимают онлайн-образование как перспективное направление развития. В EdTech-проекты вкладываются "Яндекс", Mail.ru, Сбербанк.
- активно – на 19% – растет сегмент "хобби-обучения". Среди популярных направлений - личная финансовая эффективность, живопись, прикладные навыки дизайна, мотивационные курсы.
В том числе из-за этих тенденций российский рынок онлайн-образования будет расти и помогать специалистам получать навыки в краткие сроки. Россия – уже на март 2020 года драйвер восточноевропейского рынка онлайн-образования со среднегодовым приростом в 17–25%. рассказал Андрей Митюков, управляющий партнер IT-холдинга TalentTech |
При этом наиболее выражен интерес к обучению детей программированию и обучению взрослых современным digital-специальностям и навыкам, в первую очередь IT. Компании, работающие в этих направлениях, воспринимаются как наиболее интересные для инвестиций.
Образование в онлайне дает возможность получить конкретный навык в краткие сроки и в то время, когда человеку удобно посмотреть вебинар, например. Также доступность и многообразие курсов позволяет бизнесу закрывать потребности в компетенциях без привлечения внешних специалистов в компанию. Особенно это касается диджитал-компетенций: владение ML и AI, знание принципов кибербезопасности и e-commerce – вот базовый набор навыков для успешного управленца или менеджера в любой профессии в ближайшие годы. рассказал Андрей Митюков, управляющий партнер IT-холдинга TalentTech |
Одна из возможностей роста для рынка российского онлайн-образования – обучение "синих воротничков" (рабочие специальности). На конец 2019 года в России насчитывалось около 30 млн квалифицированных рабочих, и лишь малая часть из них охвачена современными образовательными решениями: рынок обучения на производстве оценивается в 24,5 млрд руб. при среднем чеке за обучение 25 тыс. руб. При этом онлайн-образование в этом сегменте составляет только 900 млн руб.
Эксперты определили самые массовые направления в дополнительном онлайн-обучении взрослых. Топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году:
- Обучение иностранным языкам взрослых - 5,3 млрд руб. в год
- Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама - 2,7 млрд руб. в год
- IT - 2,2 млрд руб. в год
- Дизайн (интерьерный, веб и т.д.) - 2 млрд руб. в год
- Менеджмент и управление - 1,2 млрд руб. в год.
Объем рынка 45-50 млрд руб
Российский рынок онлайн-образования по итогам 2019 года достиг 45–50 млрд руб., а в 2020 году составит 55–60 млрд руб., рост составляет 20–25% в год. При этом объем мирового рынка онлайн-образования составляет $74 млрд (около 4,8 трлн руб.) по итогам 2019 года, Россия, таким образом, занимает в его структуре лишь около 1%, указывается в исследовании.
Половину всего EdTech-рынка России (22–25 млрд руб.) занимает дополнительное образование для взрослых, включая изучение иностранных языков.
Яндекс.Касса и Нетология: рынок онлайн-образования ежегодно растет на 60%
3 октября 2019 года компания Яндекс.Деньги сообщила, что средний чек россиян за курсы, тренинги и мастер-классы в интернете год к году увеличивался более чем на 20%, а оборот рынка онлайн-образования — более чем на 60%. К таким выводам пришли аналитики Яндекс.Кассы и Нетологии, изучив данные о платежах россиян на образовательных онлайн-площадках и опросив жителей разных регионов страны.
Доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования составляет почти 69%. Около 10% оборота приходится на школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т.д., 8% — на профессиональное обучение, 6% — на тренинги по психологии и эзотерике. Еще 3% оборота приходится на площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе, 2% — на интернет-курсы, посвященные спорту, красоте, 2% — на сайты по рукоделию и разным хобби.
В сегменте онлайн-образования больше всего люди тратят на изучение иностранных языков — в среднем по 9874 рубля. Такая сумма объясняется тем, что обычно пользователи сразу оплачивают целый курс, а не отдельные занятия. Второе место по среднему чеку заняли курсы по психологии и эзотерике — 4976 рублей. На третьей строчке оказались тренинги по личностному росту — на такое обучение люди расходуют в среднем по 3667 рублей. А самый маленький средний чек — за услуги репетиторов (619 рублей).
За год один пользователь тратит на онлайн-обучение иностранным языкам в среднем 36 441 рубль. На втором месте — тренинги по психологии и эзотерике (8760 рублей), на третьем — курсы по спортивной подготовке, а также по красоте и уходу за собой (7773 рубля).
По данным Нетологии, 44% пользователей получали дополнительное образование после окончания вузов, но только 8% имеют опыт обучения через интернет. При этом около 40% не исключают возможности пойти учиться онлайн в будущем.
44% опрошенных россиян испытывают нехватку профессиональных навыков, 13% — знаний. Сильнее всего в обучении заинтересованы люди с доходом от 40 000 до 75 000 рублей в месяц. Среди них нуждаются в новых знаниях и навыках около 60%. А вот из тех, кто получает от 100 000 рублей в месяц, таких людей меньше — в этой группе только 40% пользователей считают, что им не хватает профессиональных знаний или навыков. 14% опрошенных хотели бы освоить новую профессию и сменить специальность.
При подсчете оборота и средних чеков учитывались данные о платежах пользователей за 2017 и 2018 годы через Яндекс.Кассу, с которой работают больше 106 000 сайтов. Для оценки аудитории образовательных онлайн-площадок использовались результаты опроса, который провела Нетология среди 1500 жителей 37 городов России с населением от 500 000 человек.
2018: АТОЛ
Более трети затрат на онлайн-образование в 2018 году пришлось на бизнес-курсы, показывает исследование компании АТОЛ. В ходе исследования специалисты проанализировали данные более 427 тысяч чеков на сумму свыше 1,4 млрд руб., сформированные российскими онлайн-платформами для обучения с помощью сервиса аренды онлайн-касс АТОЛ Онлайн. По собственной оценке, это более 70% рынка e-commerce, соответствующего 54-ФЗ. Учитывались покупки, совершенные в российских интернет-магазинах и оплаченные электронным средством платежа[16].
Общий объем рынка онлайн-образования по данным независимых участников рынка составляет 21 млрд руб. Приведенные данные отражают данные 31 онлайн-школы России: 4 из них — онлайн-платформы крупнейших российских вузов и 27 — независимые образовательные онлайн-платформы.
- 1 389 127 733 рублей — общая стоимость онлайн-курсов, оплаченных россиянами через интернет в 2018 году.
- 38% — доля рынка бизнес-курсов в общей структуре затрат на онлайн-обучение в России.
- 14% — доля рынка курсов по программированию в общей структуре затрат на онлайн-обучение.
- 5850 рублей — средняя стоимость одного профессионального курса
- Самые дорогие курсы — по маркетингу, средняя стоимость одного курса — 32,7 тыс. рублей.
- Среди россиян популярны курсы в сфере финансов и медицины, также россиянам нравятся живопись, бьюти-курсы и курсы личностного роста.
- Самое необычное увлечение россиян — курсы по ландшафтному дизайну, средняя стоимость которых составляет 21,7 тысяч рублей.
Алексей Макаров, основатель компании АТОЛ, ведущего российского производителя онлайн-касс «Наиболее популярное направление обучения среди россиян — это бизнес. Более 38% платежей за обучение, обработанных АТОЛ Онлайн, пришлось на различные курсы профессиональных образовательных центров. Они занимаются подготовкой и переквалификацией в области ведения бизнеса и работы с финансами. Мы также обнаружили интересную тенденцию: доля любительских курсов выросла с 19% в начале года до 27% в IV квартале 2018 года. Россияне увлекаются не только бизнесом и финансами, но и находят время на занятия медициной, живописью и проходят бьюти-курсы. Наиболее удивительным является тот факт, что курсы по маркетингу в среднем стоят значительно дороже курсов по программированию — 32,7 тыс. рублей и 9,9 тысяч рублей соответственно, хотя обучение последним открывает доступ к вакансиям с существенно более высокими зарплатами».
Доля онлайн-курсов «для себя» за год выросла в 1,5 раза
В ходе исследования аналитики разделили рынок онлайн-образования на две группы: профессиональные онлайн-курсы, которые пользователи проходят, чтобы повысить профессиональную квалификацию, и любительские — то есть курсы, связанные с хобби участников.
Россияне хотят стать бизнесменами и программистами
Как показали результаты исследования, самое популярное направление онлайн-обучения — бизнес-курсы. На них пришлось 38% затрат в 2018 году. К ним относятся курсы про то, как открыть своё дело, как им управлять или как повысить его эффективность.
Вторыми по популярности стали профессиональные курсы по программированию, на них пришлось 14% трат в 2018 году. Это неудивительно: зарплаты в этом сегменте одни из самых высоких. Так, по данным сервиса «Мой круг» IT-специалисты в среднем зарабатывают более 100 тысяч рублей, в то время как средняя зарплата в России составляет всего 42,6 тыс. руб.
Третье место делят курсы по повышению квалификации в сфере финансов и медицины: на них пришлось по 4% затрат на онлайн-обучение в 2018 году.
Репетиторы уходят в онлайн
Среди курсов, не связанных с профессиональной квалификацией, наиболее востребованными оказались уроки по школьной программе: на них пришлось 9% от общего числа трат. Репетиторы зачастую совмещают традиционные очные занятия с онлайн-уроками. Растёт запрос на дистанционное школьное образование, тем более что теперь удаленно можно не только учиться, но и сдавать экзамены.
За курсами по общеобразовательной программе следуют курсы живописи: на них пришлось 6% трат на онлайн-образование в 2018 году. Третье место заняли бьюти-курсы, которые обеспечили 3,5% платежей, четвёртое — курсы личностного роста (1,7%).
Самые дорогие курсы — по маркетингу и ландшафтному дизайну
Как показали результаты исследования, в среднем россияне тратят на профессиональное обучение в 4 раза больше денег, чем на курсы, связанные с их хобби. Средний чек составляет 5 850 и 1 360 руб. соответственно.
Дороже всего стоят профессиональные курсы по маркетингу: в среднем, это 32,7 тыс. руб. Аналитики АТОЛ связывают высокую стоимость обучения с востребованностью маркетологов на рынке: предприниматели часто используют интернет-маркетинг как недорогой и эффективный инструмент продвижения в бизнесе.
Вторая по стоимости сфера профессионального образования — медицина, где средний чек равен 30,2 тыс. руб. За ней следует курсы по управлению, которые стоят в среднем 22,6 тыс. руб. В то же время более популярные программы часто обходятся в несколько раз дешевле: один бизнес-курс стоит в среднем 8,8 тыс. руб., а курс по программированию — 9,9 тыс. руб.
Обучение «для себя» обходится пользователям тоже недёшево: так, курсы ландшафтного дизайна стоят в среднем 21,7 тыс. руб. Что касается более популярных категорий, то цена онлайн-занятия с репетитором составляет в среднем 1,7 тыс. руб., а урока по обучению живописи — всего 740 руб. Средний чек за бьюти-курс равен порядка 2,6 тыс. руб., а курсы личностного роста стоят дороже: в среднем 3,4 тыс. руб.
2017: Объем рынка 20 млрд руб
Российский рынок онлайн-образования составил в 2017 году более 20 млрд рублей, по оценке «Ведомостей». Из них 3 млрд пришлись на сегмент корпоративного обучения – и, по данным участников рынка образовательных услуг, в России в ближайшие годы эта цифра будет увеличиваться в 2 раза быстрее, чем за рубежом.
2016
EduMarket
По данным EduMarket, в 2016 году объем российского рынка онлайн-образования составил 20,7 млрд руб., или 1,1% от всего объема рынка.
Наиболее востребовано дистанционное образование в сфере языкового обучения и получения дополнительных профессиональных навыков – здесь его доля составляет около 7% от всех имеющихся на рынке программ. Достаточно популярно оно и среди школьников, но опять же как дополнительная возможность изучения тех или иных предметов (2,7% всех программ). В сфере высшего образования онлайн-курсы занимают всего 1,8%. По мнению экспертов, рост интереса государства к онлайн-обучению и принятие программы СЦОС будет способствовать повышению доверия образовательных организаций к инновационной форме получения знаний и может привести к более широкому распространению дистанционного образования в России.
J’son & Partners Consulting
- Россия существенно отстает от развитых стран по доле расходов на образование в ВВП – как государственных, так и частных (2,4% ВВП).
- Всего существует более 50 активных площадок по всем тематикам.
- * Лидеры в сегменте платных прикладных курсов – Нетология Групп, ELC, Eduson, Teachbase. Из успешных новых площадок в 2015 запустился Courson, российский аналог Udemy.
- * Лидеры в сегменте массовых бесплатных курсов – Универсариум и Лекториум. При этом Универсариум переходит на модель Coursera: продает дополнительные платные услуги в виде сертификации, доп. материалов и планирует монетизацию через развитие партнерств с корпорациями.
- * Лидеры в школьном образовании – Интернет Урок и ЯКласс. Также Фоксфорд, входящий в Нетология Групп является одним из лидеров на данном рынке.
- * Лидеры в изучении языков – LinguaLeo с 13 млн пользователей
- * Лидер в детском обучении – BabyStep, привлекший $3 млн в 2015 г и быстро растущий на китайском рынке.
- * Лидер в программировании – GeekBrains, >1 млн пользователей, куплен в 2016 Mail.ru Group.
- На русском языке уже есть курсы на международных площадках – Coursera сотрудничает с ВУЗам, на Udemy размещаются российские инструкторы. Таким образом, российские площадки ожидает усиление конкуренции со стороны мировых лидеров.
Практика создания курсов
- Востребован качественный контент, произведенный на базе студии со съемочной командой, режиссером и методистом. Любительские записи лекций и вебинаров не представляют интереса для пользователей.
- Цена курса может быть от 500 до 5000 руб, программы – в среднем от 5000 до 30 000 руб.
- Продолжительность курса – 1-3 часа, при этом материал должен быть разделен на короткие (5-10 мин) ролики, дополнен тестами и заданиями.
- Возможна продажа отдельных курсов, целых программ, подписки, доп.услуг по сопровождению и менторингу, а также заработок на рекламе и рекомендации тематических товаров для специализированных курсов (детские или спортивные товары).
- Интересны курсы, помогающие со стажировками и дающие шанс получить работу в конкретной компании. Кроме того, важны сертификаты, экзамены и набор портфолио.
- Стоимость создания курса очень сильно зависит от его продолжительности и наполнения – от 50 т.р. до 1 млн руб. В западной практике цифры выше – MOOC-курсы могут стоить >$150 тыс.
- Срок создания курса – от 1 до 6 мес.
- Чтобы повысить эффективность и популярность курса, нужно делать его в партнерстве с экспертами компаний отраслевых лидеров, добавить социальное обучение (обсуждение, групповые задачи, вебинары), менторинг, ввести временные ограничения.
- Получение дипломов и удостоверений гос.образца – полезная опция для российских слушателей, однако она не является популярной и востребованной. Платформы идут по пути повышения узнаваемости собственных брендов и котируемости их дипломов.
Дмитрий Медведев выступил за развитие онлайн-образования
В России существует дефицит качественного образовательного контента, необходимо создать специальный ресурсы онлайн-образования и встроить их в университетские программы, заявил премьер Дмитрий Медведев летом 2016 года на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, посвященном развитию образования.
«Нет никаких гарантий, что полученная в сети информация является достоверной и безопасной. Существует реальный дефицит качественного образовательного контента. Поэтому нужно создать специальные ресурсы, которые могут быть протестированы специалистами и встроены в университетские программы», – сказал Медведев. По его словам, такие ресурсы уже есть, но их немного. «Ими будут пользоваться студенты и преподаватели не только в нашей стране, но и за рубежом», – добавил премьер. По его словам, на решение этой задачи нацелено четвертое направление этого национального проекта – современная цифровая образовательная среда.
По мнению главы правительства, самое сложное – совместить онлайн-курсы с реальными образовательными программами, определить, что является результатом получения такого интернет-образования, как проверить адекватность полученных знаний.
2014
J'son & Partners Consulting
- экспертная оценка J'son & Partners Consulting рынка в денежном выражении 2014г. ~ 400 млн руб.;
- общее количество слушателей составляет несколько миллионов человек;
- рост рынка в денежном выражении по сравнению с 2013г. – 70-100%;
- число зарегистрированных пользователей на крупнейших MOOC -площадках составляет десятки тысяч, в некоторых случаях превышает 100 тыс.;
- по информации от игроков показатель конверсии находится в диапазоне 1-4%, медианная оценка ~ 2%;
- стоимость курсов варьируется от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч в зависимости от тематики, продолжительности курса и детализации;
- на рынке присутствует более 50 площадок;
- 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
- 78% слушателей занимаются изучением английского;
- популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
- превалирует платная модель.
Для оценки потенциала рынка онлайн-образования в России аналитики J’son & Partners Consulting оценили объем смежных рынков: сегмент репетиторов и рынок корпоративного образования. Согласно имеющимся данным , совокупный рынок репетиторов РФ оценивается в 26-30 млрд руб., в то время как объем сегмента корпоративного образования превысил 70 млрд руб. Совокупная оценка обоих сегментов ~100 млрд руб. По мнению экспертов J’son & Partners Consulting к 2018 г. доля онлайн-образования в этих сегментах может достигнуть 5-7%, что составит не менее 6-8 млрд руб., из которых большая часть придется на корпоративный сегмент.
Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже.
IPOboard
По данным IPOboard , объем рынка e-learning в России оценен в 9,3 млрд по итогам 2014 года, среднегодовой темп роста составил 16,9%. По оценкам экспертов российский рынок электронного образования отстает от западных рынков на 5-7 лет. Однако участники рынка прогнозируют, что среднегодовой темп роста рынка e-learning в России достигнет 20-25%. Потребителями электронного образования в РФ являются компании, которым необходимо регулярно проводить семинары о продуктах и услугах компании для большого количества сотрудников, или компании, имеющие широкую сеть филиалов, а также учащиеся, получающие индивидуальное дистанционное обучение.
Крупными поставщиками e-learning в России для корпоративных клиентов являются WebSoft (ВебСофт Девелопмент), Competentum, REDLAB/REDCENTER, «Новый Диск», «Гиперметод», «Прометей (Prometey)», CCSE Train. Среди компаний, предоставляющих услуги для индивидуальных пользователей, выделяются: обучающий центр Cybermarketing, НОУ ИНТУИТ, «Мультимедиа Технологии», College.ru, «Нетология-групп», Uniweb (Унивеб), LinguaLeo.
2013: J’son & Partners Consulting
Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок – в 2013 году, следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J’son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo – более 6 млн слушателей из России[17].
Ключевые цифры и факты:
- более 50 площадок;
- 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
- 78% слушателей занимаются изучением английского;
- популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
- превалирует платная модель.
Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико. К числу наиболее значимых проектов можно отнести:
- Lektorium (www.lektorium.tv) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в 2009 году, сейчас предлагающий курсы по модели MOOC. Проект финансируется ФППИ и частными меценатами;
- Universarium (www.universarium.org) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в декабре 2013 года по модели MOOC при поддержке РИА Наука и АСИ;
- UniverTV (www.univertv.ru) – агрегатор онлайн-курсов.
Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже.
Сложности онлайн-образования
2020: Половина родителей в России недовольны онлайн-обучением своих детей во время самоизоляции
7 августа 2020 года стало известно, что компания Avast, представитель в области цифровой безопасности и решений защиты, в июне-июле 2020 года провела опрос среди родителей на тему дистанционного и домашнего обучения. В России в опросе приняли участие 503 респондента. Кроме России, исследователи опросили родителей из США, Англии, Японии, Словакии, Бразилии, Австралии, Чехии, Германии, Франции, Мексики и Аргентины.
Родителей расспросили, насколько они удовлетворены качеством онлайн-образования ребенка во время самоизоляции, с какими преимуществами и недостатками они столкнулись во время обучения.
Более половины опрошенных родителей из России признались, что они недовольны качеством онлайн-обучения: 31% ответили, что они просто недовольны, а 20% - что крайне недовольны обучением во время самоизоляции. Это один из самых высоких показателей недовольства среди опрошенных стран.
Меньше всего недовольных оказалось в Австралии – только 19% родителей. Австралийским родителям также больше всех понравилось онлайн-обучение –почти 63% родителей высоко его оценили. На втором и третьем местах США (55%) и Словакия (54%) соответственно.
Среди достоинств такого формата обучения российские родители отмечали безопасность для ребенка, возможность проводить больше времени вместе, увидеть пробелы в образовании, научить ребенка самостоятельности.
Главные негативные моменты, на которые жаловались родители, –– неумение правильно объяснить материал, большая ответственность, возложенная на родителей, слишком длительное время, проводимое ребенком за компьютером, меньше внимания к детям со стороны учителей.
Родители также рассказали, как во время дистанционного обучения преподаватели обеспечивали кибербезопасность. Значительное количество респондентов (41%) отметили, что учителя не говорили о правилах конфиденциальности в отношении электронного обучения. В то же время, по словам родителей, 41% учителей в России уважали личную информацию своих учеников: например, без разрешения они не делились работами студентов с другими детьми или родителями на веб-платформах. Только 21% родителей отметили, что работы детей были видны остальным ученикам и родителям на общей веб-платформе.
Онлайн-обучение – тяжелое испытание для многих родителей, – соглашается Алексей Федоров, глава представительства Avast в России и СНГ. – Не все родители могут тратить часы на помощь своему ребенку, и не все могут доступно объяснить материал. Тем не менее, такое время вместе –– хороший шанс научить ребенка базовым правилам кибербезопасности, узнать, какие инструменты (приложения, программы) используют дети, и более внимательно последить за их онлайн-активностями. Но важно помнить, что школы и учителя также несут ответственность за информирование детей и родителей по вопросам кибербезопасности и конфиденциальности в Интернете, особенно когда они обучают детей в дистанционном формате. |
Смотрите также
- Каталог продуктов и проектов Систем дистанционного обучения
- Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации (СЦОС)
- Технологии дистанционного обучения
- Онлайн-образование (мировой рынок)
Примечания
- ↑ В 2023 г число слушателей дистанционных программ профессионального образования в России снизилось на 4% и составило 2,7 млн чел.
- ↑ В 2023 г оборот рынка цифровых образовательных инструментов в России увеличился на 57%: с 1,4 до 2,1 млрд руб.
- ↑ [В 2019-2023 гг российский рынок образовательных технологий (EdTech) увеличился более чем в 3 раза: с 35 до 118 млрд руб. https://businesstat.ru/news/edtech/]
- ↑ IT-профессии еще на плаву. Edtech-рынок вырос в 2023 году на 32%
- ↑ В III квартале edtech-рынок показал рекордный рост с февраля 2022
- ↑ Cервисы повышают образование
- ↑ В 2022 г в России число студентов, получающих профессиональное образование дистанционно, увеличилось на 21,9%: с 2,28 до 2,78 млн.
- ↑ В 2022 году объем инвестиций в российский edtech-рынок упал в 3,5 раза
- ↑ Темпы роста edtech-рынка в 2022 году упали с 70 до 18%
- ↑ Россияне впервые потратили на онлайн-образование больше, чем на офлайн
- ↑ Что ждет российский EdTech в 2022 году и кто стал лидером рынка в 2021-м
- ↑ Перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета
- ↑ Образование новой реальности: итоги 2020 года для российского EdTech
- ↑ Онлайн-образование берут на бюджет
- ↑ Открыт бесплатный доступ к сотням онлайн-курсов крупнейших вузов России
- ↑ Методология исследования: В ходе исследования специалисты АТОЛ проанализировали данные за период с 1 января по 31 декабря 2018 года с более чем 13 000 касс, подключённых к интернет-магазинам России, которые, по нашей оценке, составляют более 70% рынка e-commerce, соответствующего 54-ФЗ. Перед анализом было составлено «ядро» ключевых слов, характеризующих сегмент товарных позиций для их анализа в чеках, которые в дальнейшем прошли машинную выборку и выгрузку чеков, содержащих товарные позиции с удовлетворяющими критериями. На основе выгрузки данных были отобраны чеки (427 000), удовлетворяющие условиям фильтрации, оплаты по которым были проведены электронным средством платежа в интернете. В дальнейшем для минимизации погрешности и ошибок машинной обработки данные прошли ручную проверку и верификацию специалистами АТОЛ. Количество товарных позиций, удовлетворяющих критериям, в 427 000 чеках составило общую сумму 1 389 127 733 рублей. На основе этих данных, с учётом наличия даты пробития чека, были применены фильтры сравнения по требуемым временным отрезкам.
- ↑ Рынок онлайн-образования в России и мире